Девять последних месяцев главные события новостных лент всего мира связны с коронавирусом. В эпоху развитых IT-технологий и научно-технического прогресса население Земли, как и в средние века, столкнулось с «моровым поветрием» – эпидемией.
На памяти живущего ныне поколения подобного не было, и поэтому ситуацию обсуждают врачи и обыватели, эпидемиологи и журналисты, чиновники и священнослужители, атеисты и верующие – и отношение к ней отнюдь неоднозначно у разных людей.
Внешние действия Церкви
Известно, что в Церкви сразу были предприняты те же меры, что и повсюду – прихожане на службах должны находиться в масках, соблюдать полутораметровое расстояние, дезинфицировать руки.
Дополнительно во время Причастия было введено использование разовых ложек или окунание лжицы в спирт, а вместо плата применение разовых салфеток. Настоятельно не рекомендовано целование икон, креста и руки священника, а во время помазывания елеем предписывается использовать разовые ватные палочки. Священники, посещающие больницы, должны носить специальные защитные костюмы.
Разумеется, в первые недели эпидемии такие распоряжения священноначалия далеко не всеми клириками и мирянами были приняты с энтузиазмом – многие усмотрели в этом маловерие и вероотступничество. Митрополиту Иллариону (Алфееву) пришлось публично выступать и приводить цитаты из канонов и исторические примеры.
Видео о том как проводить Причастие во время эпидемии. Нужны ли меры предосторожности?:
В следующем видео митрополит Иларион дает советы как защитит себя и близких во время пандемии:
У некоторых православных вызвал смущение запрет на посещение церквей, особенно во время многолюдных праздничных богослужений на Пасху и Троицу – трансляции Литургии из пустых храмов, а главное – невозможность причаститься многих повергали в уныние.
Но время всё расставило на свои места: смерти священников от ковида показали, что в церкви вполне можно заразиться, и соблюдение правил гигиены отнюдь не противоречит христианским традициям. Сейчас, когда стремительно нарастает вал заболевших, а больницы не справляются с поступающими пациентами, для всех очевидна неизбежность соблюдения простых санитарных норм на богослужениях.
Внутренние причины
Осмысливая происходящее, нельзя не видеть духовных причин эпидемии. Одни усматривают в ней наказание Божье, другие, напротив – милосердие. Так или иначе, это – повод задуматься. Недаром болезнь охватила почти весь цивилизованный мир.
Для большинства ясно, что человечество сейчас, осторожно говоря, переживает серьёзные внутренние противоречия. Нивелирование понятия греха в европейском мире извращает основные нравственные понятия, сбивая ориентиры святости, к которым две тысячи лет шли христиане. Вполне благопристойные законы гуманизма доведены до абсурда.
«Сожженная совесть» – таким библейским выражением можно охарактеризовать состояние человеческого сообщества. Людям навязывается идеология потребления, и девизом нашего времени стал призыв: «Ты этого достоин!». В каком-то смысле современный период очень похож на время постройки вавилонской башни, когда люди задумали возвести её без Бога и возвыситься над Ним.
Патриарх Кирилл: «Мы должны посмотреть на эту ситуацию через призму духовных знаний и подумать, что все это означает и почему Господь попускает эту язву. Здесь возникает возможность подумать не только о гневе Божием, как это было в истории, но, скорее всего, о милости Божией <… > Чтобы мы, не теряя духовного оптимизма, понимали, что надо всем Бог. Эти обстоятельства должны еще больше укрепить нас в вере, чтобы сомневающиеся стали верующими».
Есть и еще один немаловажный аспект: в нас оскудела любовь, и, возможно, испытание эпидемией позволит с особой остротой осознать, насколько мы зависимы друг от друга и научит лишний раз проявить доброту, сопереживание и терпение.
Протоиерей Алексий Уминский: «Бывают ситуации, в которых действительно наше общество оказывается в ситуации какого-то испытания. Наша страна пережила и голод, и войны, и в том числе очень серьезную эпидемию, и очень много разных вещей. Наш народ привык к тому, чтобы вовремя сгруппироваться и научиться переносить какие-то трудности, в том числе с улыбкой и благодушием. Мне кажется, настало такое время,<…> когда нам надо быть более собранными, более серьезными, более терпеливыми, более снисходительными друг к другу».
Не забудьте прочитать статью: «Благодарим Матрону Московскую за помощь».
Молитвы в период пандемии
Во все времена и во всех обстоятельствах для верующего человека главным средством, помогающим переживать трудности, была и остаётся молитва. В марте был составлен и опубликован текст сугубой ектеньи (прошения), возносимой за Божественной Литургией и текст келейной (домашней) молитвы, читать которую может каждый человек в любое время суток.
Молитва в период эпидемии:
«Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Молитва Матронушке:
Святая мать Матронушка! Для всех людей ты заступница, спаси меня, и моих близких, убереги от коронавируса. Не забудь меня помощью и заступничеством, проси Господа о рабе Божьем (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Любимая матушка Матрона, защитница наша и заступница перед Богом! Глядишь ты своим оком духовным и в прошлое и в грядущее, все знаешь ты. Настави раба Божьего (имя), дай совет, как уберечься от заражения. Благодарствую тебе за помощь твою. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Молитва Господу Богу о защите от пандемии:
Влады́ко, Го́споди Бо́же наш, при́зри ми́лостивно с высоты́ святы́я сла́вы Твоея́ на моли́тву нас, гре́шных и недосто́йных рабо́в Твои́х, бесчи́сленными греха́ми и беззако́ниями на́шими Твою́ бла́гость прогне́вавших, и милосе́рдие Твое́ удали́вших.
Не вни́ди в суд с раба́ми Твои́ми, но отврати́ стра́шный гнев Твой, пра́ведно на нас дви́жимый, укроти́ губи́тельное наказа́ние, удали́ стра́шный меч Твой, неви́димо нас поража́ющий. Пощади́ нас, гре́шных и недосто́йных рабо́в Твои́х, и не обрека́й на смерть ду́ши на́ша, и́бо мы зна́ем своя́ прегреше́ния и с сокруше́нным се́рдцем, и со слеза́ми к Тебе́, Милосе́рдному Бо́гу на́шему в покая́нии припа́даем и проще́ние согреше́ниям на́шим пода́ти про́сим.
Влады́ко, Вседержи́телю, Врачу́ душ и теле́с на́ших, смиря́яй и вознося́й, наказу́яй и па́ки исцеля́яй, простри́ мы́шцу Твою́ испо́лнену ми́лости и милосе́рдия, и исцели́ боля́щих, запрети́ дух́у не́мощи, отжени́ вся́кую боле́знь на нас дви́жимую, прости́ нам вся́кое согреше́ние, во́льное же и нево́льное, и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.
Одной из форм сугубой общественной молитвы на Руси всегда был крестный ход, и в последние месяцы не раз звучали призывы к его проведению, а в некоторых местах (например, в столичном Покровском монастыре) он был организован при немногочисленном стечении народа. Однако резкие выпады в адрес Церкви, связанные с этим, и реальное усугубление эпидемической ситуации привели к отказу от крестных ходов.
Вместо этого в апреле Патриарх Кирилл совершил объезд столицы на автомобиле с чудотворной иконой Богоматери «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский.
Наверное, нужно такое потрясение для человечества, чтобы люди осознали свою слабость и уязвимость, несмотря на мощную промышленность, науку и технологии – без Бога ничего не может спасти. Ёмко и кратко резюмировал эту мысль Патриарх в своём выступлении в Вербное Воскресенье текущего года словам: «Если через преодоление этой скорби мы станем ближе к Богу, то мы несомненно победим и саму скорбь».
Также читайте статью: «Молитвы о болящих для скорейшего выздоровления».