Православная церковь за два тысячелетия своего существования накопила сокровищницу вдохновенных молитвенных текстов, в которую внесли свой вклад великие святые разных времён и народов. Одним из видов такого творчества является канон.
Понятие канона
Понятие «канон» происходит от греческого слова «образец» («норма»). В христианском понимании – это один из видов богослужебных песнопений, составленных по определённым правилам.
Обычно каноны входят в состав богослужений, совершаемых в храме, но некоторые из них принято читать дома, например, при подготовке к Причастию. Существуют также каноны, посвящённые святым, один из которых обращён к святой Матроне Московской.
Структура канона
Канон состоит из девяти частей, именуемых песнями, каждая из которых, в свою очередь, включает в себя:
- ирмос;
- тропарь.
Ирмос (от греческого слова «связь») – вступительная часть, напоминающая, в зависимости от номера песни, о различных ветхозаветных событиях.
- Первая и вторая песни обращены ко времени исхода израильтян из египетского плена, когда Мариам, сестра пророка Моисея, обратилась к Богу с благодарением за беспрепятственный переход через Красное (Чермное) море, а сам пророк обличил неблагодарность и ропот всего народа при переходе через пустыню.
- Третья песнь – благодарность пророчицы Анны за рождение долгожданного сына – Самуила.
- Четвёртая – это воспоминание о пророчестве Аввакума, прославляющего явление Бога.
- Пятая песнь отсылает к пророчеству Исайи о всеобщем воскресении мёртвых.
- Шестая песнь составлена по примеру молитвы Ионы, пробывшего во чреве кита три дня.
- Седьмая и восьмая песни воспроизводят события Вавилонского пленения израильтян, во время которого три юноши, не поклонившиеся идолам, остались невредимыми в раскалённой печи, куда их поместили за исповедование своей веры.
- Девятая песнь – величание Пресвятой Богородицы.
Тропари (краткие песнопения) посвящаются событиям Нового Завета. Это – ряд стихов, прославляющих Иисуса Христа, Богородицу или святого, которому посвящён канон.
Например, канон блаженной Матроне Московской начинается словами первой песни:
Во́ду проше́д я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м | Отсылка к событиям Исхода и благодарению Богу за избавление израильтян от египетского плена |
Бо́же Всеми́лостиве, сподо́би ны́, недосто́йныя, воспе́ти уго́дницу Твою́ Матро́ну, на́шу изря́дную пред Тобо́ю хода́таицу и моли́твенницу.
Любо́вию ко Христу́ от младе́нческих пеле́н уязви́лася еси́ и Тому́ неле́ностно в житии́ твое́м служи́ла еси́, ма́ти блаже́нная. Избра́нный сосу́д Ду́ха Свята́го яви́лася еси́, благода́ть бо Бо́жию от святы́я купе́ли до конца́ дни́й твои́х при́сно усе́рдно возгрева́ла еси́, ма́ти блаже́нная |
Воспоминания событий из детства блаженной Матроны Московской, содержащиеся в её житии |
Богоро́дичен: Арха́нгельски пе́снь Тебе́ пое́м, Чи́стая: ра́дуйся, Обра́дованная, Мари́е, Ма́ти Христа́ Бо́га, при́сно моля́щаяся за ро́д на́ш | Молитвенное обращение к Богоматери |
Аналогичным образом составлены все остальные песни канона. В завершении читается светилен – краткое прославление, посвященное блаженной старице Матроне.
Видео — канон Матроне
Как принято читать каноны дома
Перед первой песней канона полагается вступление:
«Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Молитва Святому Духу:
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Трисвятое:
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Затем читается текст канона.
Завершающие молитвы:
Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем (поклон).
«Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь»Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, пре подо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй и спаси́ нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.
По сложившемуся обычаю, каноны принято читать стоя, за исключением особых случаев, когда состояние здоровья не позволяет этого сделать. Главное условие – это вдумчивое и сосредоточенное обращение ко святому.
Для осознанного чтения канона полезно познакомиться с житием блаженной старицы Матроны, а также получить представление о событиях истории Ветхого Завета и, конечно, прочесть Евангелие.
В каких случаях читается канон
В домашней молитве принято читать акафисты и каноны. Акафист – торжественное прославление святого, поэтому в дни постов они, как правило, не читаются, в эти периоды их заменяют канонами.
Для однократного чтения акафиста или канона благословение у священника брать не обязательно, но при регулярном выполнение такого молитвенного правила, следует предварительно обсудить это решение с батюшкой.
Верующих часто интересует – что лучше прочесть дома канон или акафист, ответ прост – читайте то, к чему душа лежит в настоящий момент. Можно чередовать тесты, выделив каждому по сорок дней. Важно, чтобы чтение не превратилось в обыденный ритуал. Нужно понимать, что моление, чтение канона создает невидимую связь между молящимся и Матроной Московской.
Поэтому читать канон следует вдумчиво, с чистыми помыслами и мыслями. Особенно важно читать канон, перед тем как покаяться в делах своих неправедных или, когда у человека на душе тяжелый груз. Устремите свои мысли к Святой, читайте умом и сердцем, тогда ослышится и воздастся!